• Главная
  • •
  • Журналы
  • •
  • Распространение
  • •
  • Редакция
  • •
  • Контакты

Русское искусство

Павел Филонов: биография в географии


Любовь Милеева. Тройной портрет. Фрагмент (портрет Павла Филонова). 1925 © ФГБУК «Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник». Публикуется впервые. Атрибуция портрета М. Сёминой


      Часть 1
      Филоновский квартал
  Среди многоголосицы русского авангарда совершенно по-особенному звучит пророчески надсадный голос Павла Николаевича Филонова (1883–1941). Не только творческая ипостась, но и личность мастера, равно как отдельные факты и эпизоды его биографии, до сих пор окружены ореолом тайны и мифологизированы. Неизвестно какой из городов – Москва или Рязань – является местом рождения Филонова. Исследователи жизни и творчества мастера склонны согласиться с версией, изложенной им самим в автобиографии: «Филонов Павел Николаевич, художник-исследователь, родился в 1883 г. в Москве. Родители – мещане г. Рязани». Однако многолетние архивные поиски в обоих городах не смогли приблизить биографов к истине. Достоверных сведений, подтверждающих или опровергающих версию от первого лица, выявить не удалось. Мемуары младшей сестры Филонова Евдокии Глебовой не добавляют ясности вопросу о локации. Сомнения небезосновательны, поскольку члены этой многодетной семьи на протяжении десятилетий принадлежали к мещанскому сословию города Рязани даже во время проживания в Москве и Санкт-Петербурге.
  В рязанскую биографию Филоновых органично вплетена глубинная генетическая компонента, игнорируемая исследователями (бабушка по материнской линии, научившая Павла рязанской вышивке крестом и раскрывшая простую мудрость народного декоративно-прикладного ремесла, была тесно связана с местной культурной традицией). Попытки реконструировать отдельные сегменты родословной Филоновых предпринимались искусствоведом И. Прониной, опиравшейся в своих исследованиях на такой библиографический аппарат, как официальные справки, предоставленные Государственным архивом Рязанской области. Поиски истоков генеалогии этой семьи, проведённые архивистами (преимущественно поднимались документы Рязанской духовной консистории и Рязанской мещанской управы), показали, что трое из шестерых детей Филоновых имеют рязанские корни: Пётр (род. 1869), Екатерина (род. 1875) и Мария (род. 1880). Метрическая запись о рождении Александры (1878) не найдена, но дата прослеживается по косвенному свидетельству: посемейному списку Филоновых, сохранившемуся в фонде Мещанской управы. Учитывая хронологию появления на свет детей, местом рождения Александры следует признать Рязань. Остаётся открытым вопрос о месте рождения младших детей: дочери Авдотьи (род. 1888) и сына Павла (род. 1883). Закольцовывая рязанский период 1880 годом, тем самым увязывая его с временем вероятного переезда семьи в Москву, исследователи опосредованно вывели биографию Павла Филонова за пределы границ Рязани (как в географическом смысле, так и на уровне теоретического осмысления творческой судьбы).
  К настоящему времени «более точный адрес его “родового гнезда” в Москве пока не установлен», однако проведённые нами архивные разыскания позволяют высказать предположение о местожительстве Филоновых в Рязани – I квартал Астраханской части. Параллельно определяется и статус семьи – домовладельцы. По состоянию на 1881 год, рязанский мещанин «Николай Иванов» числится в списке владельцев домов среди плательщиков недоимок налога с недвижимого имущества за 1880 год (налог погашен 17 февраля 1881). Факт, надо признать, нетривиальный, свидетельствующий о достаточном объёме дохода семьи для приобретения жилья в черте города. Примечательно, что подавляющий процент домовладений в этом квартале принадлежал представителям купеческого сословия.
  Если наша конъектура справедлива, тогда дом в Астраханской части Рязани можно считать исконным родовым гнездом большого и сплочённого семейства Филоновых. Наглядное представление о местонахождении владения даёт составленный в 1887 году план Рязани, как наиболее близкий к рассматриваемой дате иллюстративный источник. Река Лыбедь, одна из главных водных артерий города, делила его на две части: Астраханскую и Московскую. Домовладение относилось к Астраханской стороне. Улицы Александровская и Мясницкая формировали «филоновский квартал», здесь же проходил один из мостов над Лыбедью, служивших горожанам демаркационным ориентиром. На какой точно улице – Александровской или Мясницкой – находился дом, сказать сложно – документы на этот счёт молчат; не исключено отнесение его к береговой линии...

      Часть 2
      Милеева – ученица Филонова

  Любовь Фёдоровна Милеева родилась в Рязани 26 апреля 1891 года в семье доктора медицины, коллежского советника Фёдора Фёдоровича Милеева. В 1914 году она окончила Рисовальную школу Императорского Общества поощрения художеств. Среди её наставников отметим Николая Рериха (директора Рисовальной школы), Ивана Билибина, Яна Ционглинского. Начавшаяся Первая мировая война помешала выпускнице отправиться в полагавшуюся ей в числе двух лучших учеников заграничную командировку, замещённую творческой поездкой по России. С 1916 года вместе с матерью Милеева работала в Сочи в хирургическом отделении госпиталя «Общества женщин-врачей», ухаживая за ранеными и больными. Активная профессиональная деятельность художницы возобновилась после возвращения в Петроград, очевидно, в конце 1923 или самом начале 1924 года. Во всяком случае, в феврале 1924 Милеева уже приступила к обязанностям сотрудника Декоративного института. Различные ипостаси творческой реализации нашли воплощение в агитационном искусстве, в области печатной графики и книжной иллюстрации, особенно в оформлении детских книг для издательства «Радуга», в получении заказа на иллюстрирование украинской азбуки «Зверинец». Отдельные страницы в биографии Милеевой связаны с работой в Декоративном институте, сотрудничеством с журналами «Красная нива», «Красная панорама», «Работница и крестьянка», «Ёж».
  Благодаря интересу к искусству новых формаций художница примкнула к группе Филонова, создав несколько композиций в стилистике филоновской серии «Головы». Её проекты премировались на конкурсах Производственного бюро Академии Художеств (I премия за открытку «Комсомолка», II премия за календарную стенку «Крестьянка»). В 1925 году на Международной выставке декоративного искусства и современной художественной промышленности в Париже проект агитационного плаката Милеевой «Новый быт», исполненный в русле эстетики левых течений, удостоился золотой медали. В это же время Любовь Милеева выходит замуж за ленинградского художника Константина Соколова, давнего приятеля Сергея Есенина, впоследствии сделав графическую реконструкцию сгоревшего родового дома поэта в селе Константинове. В 1926 году, после закрытия Декоративного института, она присоединилась к Обществу исследователей Рязанского края для участия в мещёрских этнографических экспедициях совместно с Рязанским музеем, послуживших источником свежих художественных идей, наиболее ярко проявившихся в серии крестьянских портретов. В последующие годы путешествует по Украине, Молдавии, Кавказу, Средней Азии, откуда привозит «громадное количество зарисовок». Скончалась 30 августа 1930 года от брюшного тифа во время очередной поездки в Узбекистан, который считала своей школой живописи. На месте захоронения в Самарканде установлена гранитная плита с надписью: «Художница Л.Ф. Милеева».
  В составе третьей по счёту посмертной выставки Любови Милеевой, прошедшей в стенах Рязанского музея (1936, 1988 и 2014), наше внимание привлекли две стилистически родственные графические композиции: «Авангард группы Филонова» и «Тройной портрет». В мужском персонаже акварельного портрета отчётливо прочитывался образ Павла Николаевича Филонова, никем до этого не идентифицированный. Оплечное изображение Филонова в полупрофиль с глазницами, лишёнными зрачков, Милеева поместила в правом верхнем углу листа. По всей вероятности, этот прижизненный портрет был сделан летом 1925 года, когда Милеева в числе первых учеников начала посещать занятия в студии Филонова при Академии Художеств, на самом раннем этапе зарождения «Коллектива мастеров аналитического искусства». В пользу такой датировки свидетельствует карандашная запись, оставленная рукой Милеевой на реверсе второго листа «Авангард». Художница зафиксировала, что к разработке сюжета с головами она приступила 21 июля 1925 года, окончив работу 28 числа того же месяца. Произведение было создано в «Акад[емии] Художеств [в] группе П.Н. Филонова»...


Майя Сёмина
кандидат искусствоведения

Полностью статью можно прочитать в журнале «Золотая палитра» №1(16) 2017

© 2009 - 2023 Золотая Палитра
Все права на материалы, опубликованные на сайте, принадлежат редакции и охраняются в соответствии с законодательством РФ. Использование материалов, опубликованных на сайте, допускается только с письменного разрешения правообладателя и с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, с которой материал заимствован. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал, до или после цитируемого блока.